понедельник, 26 июля 2010 г.

Белая роза

Белая роза (нем. Weiße Rose) — название группы мюнхенского студенческого Сопротивления, действовавшей в Третьем рейхе. Она была образована в июне 1942 г. и просуществовала до февраля 1943 г.

Члены группы:

1. Кристоф Пробст, 23 года, студент медицинского факультета
2. Ганс Шолль, 24 лет, один из организаторов «Белой Розы», студент медицинского факультета
3. Софи Шолль, 21 года, студентка философского факультета. 
(казнены 22 февраля 1943 года после трёх дней допросов и пыток)
4. Александр Шморелль, 25 лет, один из организаторов «Белой Розы», студент медицинского факультета. В 2007 году причислен к лику местночтимых святых Германской епархией РПЦЗ. После войны улица Мюнхена, где жил А. Шморелль, получила его имя.
5. Курт Хубер, 49 лет, профессор философии Мюнхенского университета Людвига-Максимилиана 
(казнены 13 июля 1943 года в мюнхенской тюрьме Штадельхайм)
6. Вилли Граф, 25 лет, студент медицинского факультета 
(казнён 12 октября 1943 года)
7. Ганс Ляйпельт, 23 года, студент химического факультета 
(казнён 29 января 1945 года)

На решение отдельных членов группы принять участие в Сопротивлении повлияли их христианская вера и возмущение проводимой властями расистской политикой и противников режима. Многие члены группы стали очевидцами массовых убийств в Польше, что побудило их присоединиться к Сопротивлению после возвращения на родину.

3, 8 и 15 февраля 1943 года на стенах Мюнхенского университета и других зданий в Мюнхене появились надписи «Долой Гитлера» и «Свобода», написанные ночью смоляной краской членами «Белой розы» Александром Шмореллем, Гансом Шоллем и Вилли Графом.
После Сталинградской битвы 18 февраля 1943 года участники организации напечатали листовки с призывом к восстанию и разбросали (Софи и Ганс Шолль) их пачками в университетских аудиториях. Эти листовки призывали офицеров вермахта к чести и разуму. За это в тот же день они были арестованы Гестапо и через несколько дней приговорены к казни через повешение.



Сегодня

Обе площади перед главным зданием Мюнхенского Университета были названы именами участников группы: площадь брата и сестры Шолль (нем. Geschwister-Scholl-Platz) и площадь профессора Хубера (нем. Professor-Huber-Platz). В мюнхенском студенческом городке все улицы были названы в честь участников группы. Студенческое объединение Мюнхенского университета уже давно, но пока безуспешно борется за переименование университета в Университет имени брата и сестры Шолль (нем. Geschwister Scholl Universität) В 1980 году в честь Ганса и Софи Шолль была названа литературная премия в размере 10 000 евро,отмечающая «...моральную, интеллектуальную и эстетическую смелость».

Пираты Эдельвейса

«Пираты Эдельвейса» (нем. Edelweißpiraten) — молодежное неформальное объединение в нацистской Германии.
Организация расценивалась нацистами как соперник и альтернатива гитлерюгенду. В ряды «Эдельвейсских пиратов» входило больше пяти тысяч подростков, в основном, происходившие из семей коммунистов и пролетариев, у многих из них на глазах арестовывали и убивали родителей за их коммунистические взгляды. «Пираты» носили значки с изображением эдельвейса, не входили в гитлерюгенд, дрались с теми, кто в него входил, расписывали стены антифашистскими лозунгами.
«Пираты» не только печатали и распространяли листовки, но они также бились на улицах с членами гитлерюгенда и похищали пищу, провизию и даже взрывчатку.
Они совершали акты саботажа на заводах, где они работали; известны случаи, когда пираты поддерживали украинских и польских подневольных рабочих и советских военнопленных продуктами. Они помогали евреям укрываться от нацистов. В сентябре 1944 года один «пират» застрелил известного своей жестокостью ортсгруппенляйтера.
В течение нескольких лет многим «пиратам» удавалось совмещать обычную, официальную работу с нелегальной деятельностью, сохраняя бросающийся в глаза внешний вид. Они входили в бригады помощи жертвам бомбардировок и, рискуя собственной жизнью, спасали население из горящих жилых домов.
Однако после высадки союзных войск в Нормандии в июне 1944 г. «пиратам» угрожало привлечение к строительству оборонительных валов на западном фронте, что для «пиратов» было совершенно неприемлемым, ибо они изо всех сил пытались не содействовать продлеванию войны.
Поэтому многие «пираты» ушли жить в подполье, они прятались в развалинах домов. При этом они добывали пропитание с помощью уголовников и фарцовщиков или совершали набеги на места хранения продуктовых талонов.

Осенью 1944 года большинство активистов были задержаны и посажены в тюрьмы и концлагеря. 10 ноября палачи из гестапо публично повесили 13 молодых людей, имевших отношение к «Пиратам Эдельвейса» в одном из рабочих кварталов Кёльна.

Современные оценки действий

И после краха нацистского режима многие немцы продолжали считать «пиратов» уголовниками, а не борцами с нацизмом.
В 1984 году израильский институт «Яд Вашем» признал нескольких пиратов Эдельвейса праведниками мира, в том числе убитого без суда Бартеля Шинка и его приятеля Жана Юлиха, выжившего после заключения и пыток.
Правительство земли Северный Рейн — Вестфалия в конце 1980-х годов заказало историческую экспертизу, заключение которой утверждает, что пираты не были уголовниками, но в то же время они, оказывая сопротивление, «не руководствовались высокими моральными ценностями».
В 2003 г. кёльнские власти всё же признали «пиратов» политическими борцами, преследовавшимися нацизмом. Однако за признанием на словах не последовали никакие компенсационные выплаты выжившим.

Гитлеровцы могут нас согнуть
И надеть оковы,

Но придет день, и мы разобьем цепи...
И раздавим гитлерюгенд.

Мы воспеваем свободу, любовь и жизнь.
Мы "Пираты Эдельвейса".



«Мы были из рабочего класса, и это главная причина того, почему нас только сейчас признали. После войны в Германии не было судей, поэтому использовали старых нацистских судей, и они сочли за преступления то, что мы делали, а нас окрестили преступниками». (Гертруда Кох)

На территории нацистской Германии в годы войны существовали и другие молодежные антифашистские группы. Так, заслуги основанной в Мюнхенском университете организации «Белая роза», казненных за распространение антифашистских листовок были признаны властями Германии сразу после войны. Помимо этого существовали «Дети свинга», выражавшие свой протест, слушая американский джаз и танцуя под джазовые мелодии.

Стиляги Третьего рейха

В этой части речь пойдет о более аполитичной субкультуре «Swing-Kids» и «шлурфов», связанной с увлечением американским джазом. Репрессии против «шлурфов» и «свингующей молодежи» были не такими жестокими, как против «пиратов Эдельвейса», но к 1944 г. многие из них уже находились в специальных учреждениях, созданных для «перевоспитания трудом». Их отправляли в школы со строгим режимом, «лагеря трудового воспитания» для «асоциальных элементов» и даже в концлагеря. Например, 18 августа 1941 г. было арестовано 300 «Swing-Kids». В облавах участвовали подразделения гитлерюгенда, СА, гестапо. «Шлурфов» исключали из гитлерюгенда и насильно сбривали им длинные волосы. Всё это можно сравнить с репрессиями против стиляг в СССР, которых выгоняли из комсомола и институтов, некоторых даже осудили по 58 статье и отправили в лагеря.
«Свингующая молодежь» («Swingugend», «Swing-Kids») - это молодежная субкультура в нацистской Германии, на первый взгляд, совершенно аполитичная. Она появилась еще до войны, но власти смотрели первое время на любителей американского джаза «сквозь пальцы». Но открытое следование американской и английской моде в условиях войны выглядело откровенной демонстрацией неприятия Третьего рейха. Таких молодых людей называли «шлурфами» (от южно-немецкого слова «schlurfen» - «хлебать, чавкать») - то есть «тунеядцами». Так обзывали модно одетых бездельников 14-25 лет, которые не желали заниматься спортивной и военной муштрой гитлерюгенда. Еще их называли «Lotterboy» - «бездельники», «лодыри», так как им претила установка режима на трудовые подвиги во славу фюрера. «Шлурфами» были как молодые люди из рабочих семей, так и представители среднего класса. В Вене «шлурфы» появились как ответ на принудительное присоединение Австрии к Третьему рейху (аншлюс).

Власти хотели видеть всех молодых арийцев трудолюбивыми и подтянутыми.

Карикатура на бездельников «шлурфов»


В 1939 г. в крупных немецких городах появилась «Swingjugend» - «свингующая молодежь». Как правило, это были дети из буржуазных семей – школьники старших классов, студенты, молодые музыканты. Они увлекались американским джазом и танцами в стиле свинг, которые власти объявили дегенеративными, музыкой американских негров и евреев. В Бреслау (Вроцлаве) их называли «Свинг-группы» («Swing-Gruppen»), в Эссене - «Эссенские щеголи» («Essener Stenze»), в Гамбурге «Свингующая молодежь» («Swingugend»), «Клуб бездельников» («Lotterclub») или «Мальчики-лодыри» («Lotter-Boys»), во Франкфурте-на-Майне «Клуб Гарлем» («Harlem-Club»).

Плакат против «дегенеративной музыки»


Несмотря на внешнее сходство, костюм «шлурфа» был не просто стилем субкультуры, как zооt-suit в США до войны в среде итальянских, мексиканских и пуэрториканских иммигрантов (характер антимоды этот костюм приобрел только в 1942 г. - после введения указа в США об экономии ткани и пропаганды стиля «патриотический шик»), а а самого начала был символом оппозиции режиму Третьего рейха.


1. карикатура на американского "зута";
2. zoot-suit;
3. zoot-suit
4. джазовый музыкант Кэб Кэллоуэй, припев именно его песни породил кличку французских "зазу"
Это проявлялось, например, в принятых в их среде приветствиях: вместо официального «Heil Hitler!» они приветствовали друг друга « Heil Hottler!» (от «hott» - восклицания, которым понукают лошадь), вместо «Sieg Heil!» - «Swing Heil!». Иногда «шлурфы» выкрикивали на танцплощадке «Наци вон!». Могли и избить члена гитлерюгенда. Были даже массовые драки между свингюгенд и членами гитлерюгенда.

Гамбургские «Swing-Boys»


Облик «шлурфа» был антиподом официальному образу «правильного» немецкого юноши – «Swing-Boys» одевались «по-американски» (как им это представлялось) - «как не оденется ни один приличный немецкий юноша». Одежда стала формой отторжения общепринятых в Третьем рейхе норм (как во Франции мода стала массовой формой сопротивления оккупации). Они носили длинные двубортные пиджаки в клетку или «теннисную» полоску, с огромными плечами, широченные брюки с отворотами 10-15 сантиметров, ботинки на толстой подошве. Галстуки и шарфы, как и одежда в целом, должны были быть яркими, как «пожар в джунглях».


В каждом городе были свои особенности: в Гамбурге, который стал «колыбелью» движения «свингующей молодежи» благодаря тому, что там власть нацистов была слаба и это был открытый портовый город, носили темное пальто с белым кашне, белые с синим рубашки-поло с желтым воротничком, костюмы в клетку «Принц Уэльский», шляпу фасона «Хомбург». В Ганновере «свингюгенды» облачались в белые пыльники и широкополые шляпы типа «федора», длинные двубортные белые пиджаки.
Во Франкфурте-на-Майне модники носили галифе с белым свитером и цепочку от часов. В Берлине обязательны были белые брюки, тренчкот в стиле американских журналистов или пальто из верблюжьей шерсти. Волосы «шлурфы» и «Swing-Kids» отпускали как можно длиннее (до 30 см), смазывали их бриолином или сахарным сиропом. Русская эмигрантка Мария (Мисси) Васильчикова в своем знаменитом «Берлинском дневнике» записала (запись сделана в Берлине в июле 1942 г.) о своем брате Георгии Васильчикове (после переезда в Париж он будет участвовать в Движении Сопротивления): «Джорджи сейчас носит такие длинные волосы, что меня все призывают уговорить его подстричься. Он приобрел репутацию лучшего танцора в Берлине...» Эта запись является косвенным свидетельством того, что и в среде аристократов оппозиция нацистскому режиму принимала похожие формы.

Молодым модникам приходилось выкручиваться, чтобы в условиях военного дефицита быть стильными – пиджаки перешивали из отцовских, к ботинкам приклеивали старые резиновые подошвы. Ходили «шлурфы» нарочито расхлябанной походкой, изо уголка рта свисала обязательная папироса.

Немецкая карикатура на «шлурфа» и советская карикатура на «стиляг»:


С началом войны помимо увлечения американской культурой среди «шлурфов» началась англомания – целый год (с июня 1940 до июня 1941 г.) Британия боролась с Гитлером «один на один». Г. Гиммлер предостерегал против «опасного распространения англофильских тенденций». Англомания проявлялась и в жаргоне «свингующей молодежи» – английских словечках, которые они, как и советские стиляги, любили употреблять (Boys, Girls), и в том, что они называли друг друга английскими именами - «Фрэнк», «Бобби», «Билли», «Тедди», «Томми» (так, кстати, называли английских летчиков, как советских солдат «иванами»). Девушек (Swing-Girl) звали «Тедди», «Кока», «Микки», «Блэкки». В одежде англофильские настроения выражались в подражании министру иностранных дел «военного правительства» У. Черчилля Энтони Идену (1897-1977). Как и он, «шлурфы» носили шляпу «Хомбург». Шляпы такого фасона традиционно производились в Бад-Хомбурге, но в моду их ввел известный денди, законодатель мужской моды конца XIX - начала ХХ в. принц Уэльский, будущий король Великобритании Эдуард VII. В самой Англии шляпу такого фасона называли «Энтони Иден». Шляпа «Хомбург» была не только проявлением англомании, но и символом гражданской одежды, антиподом военной униформы.
Движение «Свингюгенд» началось в Гамбурге, где популярны были кафе и танцевальные школы, в которых играли негласно запрещенную «дегенеративную музыку» и танцевали только свинг. Самое известное среди них кафе «Heinze». Подобные заведения открывались и в других городах Германии. Эти кафе имели часто «английские» названия - «Harlem-Klub» во Франкфурте-на-Майне, «Энтони» (в честь Энтони Идена).


1. кафе "Хайнце" в Гамбурге;
2. танцующая пара середины 1930-х гг.

С 1939 г. в подобных заведениях устраивали танцевальные вечеринки, где играли американскую и английскую музыку. Кстати, с началом войны танцы в публичных местах были запрещены. На этих полулегальных танцевальных вечеринках собиралось от 5 до 600 человек. В феврале 1940 г. в Гамбурге они собирали 500-600 участников. В конце концов, власти запретили танцевать свинг.

Немецкие карикатуры на свинг и советская карикатура на танец стиляг.


Особая тема - «Swing-Girl», «Swing-Baby», «Swing-puppe» («куколки»), «Jazz-Katze» («Кошки»). Их поведение и облик были демонстративным неприятием нацистской женской политики. Мало того, что девушки из BDM облачились в скучную, откровенно не модную униформу, власти Третьего рейха пытались регламентировать повседневный быт и облик обычных женщин.
Нацисты пропагандировали образ «настоящей немецкой женщины» и «настоящей немецкой девушки», которая не курит, не пользуется косметикой, носит «трахт» и длинные юбки, волосы заплетает в косы или стягивает в скромный пучок. Нацисты не признавали женской эмансипации. Например, существовала квота в 10% на прием в университеты девушек-студенток. «Долг каждой здоровой женщины – подарить фюреру ребенка», а не учиться и делать карьеру. Гауляйтер Мюнхена Пауль Гислер на встрече со студентами университета в 1943 г. заявил: «Лучше бы вы рожали детей, чем забивать себе головы». За эти слова аудитория устроила ему обструкцию – студентки сняли туфли и стучали ими по спинкам скамей, не давая продолжить речь.

Белая блузка и скромный пучок – лучшее украшение арийской девушки.


Особенным нападкам нацистской пропаганды подвергался образ голливудской «женщины-вамп», который был популярен в Веймарской Германии: «Боевая раскраска более подобает примитивным негритянским племенам, но ни в коем случае не немецкой женщине и не немецкой девушке». Взамен пропагандировался образ «естественной немецкой женской красоты». Правда, нужно отметить, что эти требования не относились к немецким актрисам и звездам кино.

Во многих общественных местах еще до войны висели плакаты «Немецкая женщина не курит», запрещалось курить во всех партийных помещениях, в бомбоубежищах, а Гитлер планировал после победы запретить курение вообще. В начале 1941 г. Имперское объединение парикмахерских заведений приняло директиву, которая ограничивала длину женской прически 10 см. Так что прически из более длинных волос в парикмахерских не делали и могли даже укоротить слишком длинные волосы, если они не были убраны в скромный пучок или заплетены в косы.
Мисси Васильчикова в своем дневнике отметила (запись относится к ее работе в госпитале для летчиков люфтваффе в Вене весной 1945 г.): «Поскольку я еще не ухаживаю за ранеными, старшая медсестра... позволяет мне ходить без полагающегося по форме чепца. Но это уже вызвало протест: кое-кто из сестер заявляет, что у меня голливудские замашки. Сейчас в Германии, чтобы быть на хорошем счету, нужно выглядеть как комок глины! ... Достаточно того, что приходится привыкать обходиться без губной помады...»

Групповой портрет свингюгенд. 1940 г.

«Свингюгенд» были за свободную любовь. Девушки не хотели становится машинами для производства детей для фюрера, а хотели быть модными и сексапильными, как звезды Голливуда. В противовес официальным требованиям девушки носили длинные взбитые волосы, брюки или короткие юбки (до колена), ярко красили губы (любили оттенок «cyclamen lila») и ногти. Также любили носить темные солнечные очки в белой пластмассовой оправе, как и французские зазу. Они демонстративно курили сигареты с длинным мундштуком. Такое поведение во время войны считалось «асоциальным». Например, в 1944 г. во время следствия по делу об июльском покушении на Гитлера на жену одного из заговорщиков, графа Готфрида фон Бисмарка, донесли, что она «асоциальна» - красит ногти и завтракает в постели.
Карикатура на «Swing-Girl»


О немецких «детях свинга», как и о «пиратах Эдельвейса», долгое время после войны не вспоминали, а в СССР об этом вообще ничего не было известно. Но в последние годы эта тема вызывает интерес и в Германии (есть сайты, посвященные «Swingugend», танцевальные клубы, в Гамбурге проводятся фестивали, был поставлен мюзикл), и в России. Например, известный германофил музыкант и продюсер Олег Нестеров (группа «Мегаполис») написал роман-апокриф (или «винтажный роман») «Юбка» о свингюгендах в довоенной Германии. А американский режиссер Томас Картер снял фильм «Swing Kids» (1993), действие которого происходит в Гамбурге в 1939 г.

Взято с http://www.lookatme.ru/flows/moda/posts/92855-stilyagi-tretego-reyha

Эра Свинга

Наконец окончилась война, и людям было тяжело о ней вспоминать. Свинг оказался настолько популярен во время войны, что стал своего рода напоминанием о тех тяжелых годах. Поэтому, многие озлобленные и разочарованные люди просто отвернулись от свинга, положили на полку старые пластинки и нашли для себя новую музыку, помогающую им забыть о войне и предшествовавшей ей Великой Депрессии. Так умерла Эра Свинга.
С 50-х гг. и почти до наших дней каждый американский подросток умел танцевать то, что позднее назвали Свингом Восточного побережья (East Coast Swing). Этот танец заменил «линди хоп» на закате Эры Свига.
В начале 60-х гг. Чабби Чекер (Chubby Checker) ввел в моду твист (the Twist). Твист уничтожил быстрый парный танец. Ныне это удел профессионалов.
В этот день 58 лет назад…

События, получившие известность под названием Зут Сьют Бунты (Zoot Suit Riots), произошли в результате столкновения уличных банд, состоящих в основном из молодых людей «черного» населения Америки и мексиканцев (которые были на переднем плане так называемой субкультуры «Зут Сьют») с солдатами (преимущественно белыми), расквартированными вдоль тихоокеанского побережья.

В ночь на 3 июня 1943 года одиннадцать моряков в увольнении были атакованы группой мексиканских пачукос (pachucos). В ответ на это более 200 моряков, одетых в свою форму, наняли 20 автомобилей-такси и совершили атаку на мексиканские кварталы в Восточном Лос-Анжделесе. Каждый прохожий, одетый в Зут Сьют, стал их легкой добычей.
В ту ночь, как и в следующую, много молодых людей было избито толпой разбушевавшихся моряков. Костюмы Зут Сьют срывали прямо на месте. Девять моряков были задержаны во время этих волнений, но обвинения им так и не были предъявлены.
В следующие две ночи военные в униформе (теперь к морякам присоединились уже морские пехотинцы и сухопутная пехота) снова вторглись в Восточный Лос-Анджелес. Они маршировали строем по улицам, вламывались в бары и кинотеатры, задирались к прохожим.
Никто не был арестован ни полицией, ни шерифом. Более того, местная пресса изображала военных как героев, обуздавших «волну мексиканской преступности».
В следующие две ночи (6 и 7 июня 1943 г.) все повторилось. Журнал Тайм (Time Magazine) позднее писал: все действия полиции заключались в том, чтобы сопровождать толпы солдат, наблюдать избиения и сажать жертв в тюрьму. Полиция арестовала более 600 молодых чиканос без причины и назвала эти аресты «превентивными мерами».









Наконец в полночь 7 июня вмешалось военное начальство, чтобы прекратить бесчинства личного состава. Лос-Анджелес был объявлен закрытой зоной для военного контингента.
Членов Сената Калифорнии очень беспокоило влияние всех этих событий на американо-мексиканские отношения. Лос-Анджелес Таймс (Los Angeles Times) писала: «Сенатор от Сан-Франциско Дауни заявил, что беспорядки могут иметь исключительно серьезные последствия для отношений между Соединенными Штатами и Мексикой, и подвергнуть опасности программу импорта труда для помощи в сборке калифорнийского урожая».
Эти страхи усилились, когда мексиканское посольство послало официальный запрос в госдепартамент США, касающийся Зут Сьют Бунтов. Возникла опасность международного инцидента, который мог бы отрицательно повлиять на экономику Калифорнии.
Это заставило губернатора Уоррена дать приказ о проведении открытого расследования причин беспорядков.
Со вступлением США в войну в декабре 1941 года в стране были введены строгие ограничения и нормативы. В марте 1942 года первым нормативным актом Палаты Военного Производства стал акт, регулирующий изготовление и выпуск костюмов и любой одежды, содержащей шерсть. Пытаясь на 26% сократить использование шерсти Палата Военного Производства установила новые нормы военного времени.
Пошитые в соответствии с этими нормами узкие костюмы журнал Эсквайр (Esquire) назвал «обтекаемыми костюмами от дяди Сэма». Эти нормы эффективно запрещали производство Зут Сьют костюмов, и самые законопослушные швейные компании перестали производить и рекламировать любые костюмы, не укладывающиеся в эти нормы.
Однако спрос на Зут Сьют не снизился, и сеть подпольных швейных цехов в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке продолжала производить эту одежду. Поэтому разница между госслужащими и пачукос была видна сразу. Рубашка цвета хаки и полувоенный стиль стали одеждой патриотов, в то время как ношение Зут Сьют костюмов стало намеренной и публичной формой саботажа и пренебрежения к правилам и нормам.
Моряки также избивали «латиносов», потому что чувствовали, что парни, которые не были мобилизованы, являлись врагами страны. С другой стороны, «латиносы», которые не имели право служить в армии, не могли быть мобилизованы, поэтому оставались дома, а некоторые из них работали в поте лица в тылу, чтобы поддержать фронт.
Ткань, которую пачукос использовали на костюмы, была из подпольных источников; среди латинского сообщества стало символом статуса, кто задействует больше такого материала на пошив своих Зут-штанов.
Во время долгих недель бунта ритуальное раздевание носителей Зут Сьют стало основным средством достижения превосходства солдат над пачукос. Повсеместной практикой среди матросов стало подкарауливание обладателей Зут Сьют и раздевание их до трусов, создавая беспомощную ситуацию.
Однажды, шайка из матросов прочесывала кинотеатр. После обнаружения двух пачукос, одетых в Зут Сьют, их выволокли на сцену прямо во время фильма, сорвали костюмы перед публикой и в качестве финального унижения помочились на эти костюмы.
Вторая неделя июня ознаменовалась худшими проявлениями бунта и общественных беспорядков. Один матрос был зарезан и изуродован бандой пачукос, другой случай – задавлен полицейской машиной, которую он пытался остановить (машина была полна молодыми людьми в Зут Сьют), пачукос забросали камнями поезд с матросами на подъезде к Лонг Бич, молодой мексиканец был зарезан на вечеринке пьяными моряками и т.д.
Длинные бои вспыхивали ежедневно в Сан-Бенардино, более четырехсот добровольцев обходили улицы Сан-Диего в поисках людей в Зут Сьют, очень много народа с той и с другой стороны было арестовано. Юноша в Зут Сьют был застрелен полицейским в штатском в Азусе, банда пачукос была арестована за неподчинение властям и ношение оружия в районе Линкольн Хайтс, двадцать пять чернокожих в Зут Сьют были арестованы за разгром электрички в Уоттсе, более ста человек были приняты на службу в полицию Восточного Лос-Анджелеса.
Из тысячи пачукос, принадлежащих к сотням Зут Сьют банд Лос-Анджелеса, пресса выделила: арест Льюиса Д. Инглиша, 23-х летнего чернокожего, обвиненного в грабеже (при нем был обнаружен шестнадцатидюймовый мясницкий нож), Фрэнка Х. Телеса, 22-х летнего мексиканца, также обвиненного в ряде преступлений и еще одного мексиканца Луиса «Шефа» Вердуско, 27 лет, по слухам лидера Лос-Анджелесских пачукос.
По мере распространения Зут Сьют бунтов через Калифорнию в города Техаса и Аризоны новые аспекты стали влиять на освещение прессой бунтов в Лос-Анджелесе. В день, когда 125 парней в Зут Сьют столкнулись с матросами в Уоттсе и вооруженная полиция усмиряла беспорядки в Бойл Хайтс, лос-анджелесская пресса сконцентрировалась на атаке с применением опасных бритв на местную домохозяйку Бетти Морган. Этот инцидент отличало от сотен подобных атак то, что нападавшими были девушки. Пресса связала этот инцидент с арестом Амелии Венагес, женщины в Зут Сьют, которая была обвинена в ношении и угрозе использования медного кастета.
Открытие, что девушки играли активную роль в субкультуре пачукос, привело к постоянному освещению прессой двух женских банд: «Шикарные Девочки» (Slick Chicks) и «Черные Вдовы» (Black Widows). Последние получили свое название от формы одежды членов банды (черные Зут Сьют пиджаки, короткие черные юбки и черные сетчатые чулки).
Оглядываясь назад, стоит заметить, что «Черные Вдовы» и их активная роль в насилии нарушают традиционное представление о концепции философии пачукос (pachuquismo).
Понятие «пачукизм» слишком часто отождествляется с более известной концепцией мачизма (machismo). У этих двух мировоззрений много общих идеологических норм, таких как, агрессивное понятие силы, показная бравада, но в целом, эти две концепции происходят из различных социальных установок.
В то время как мачизм определяется мужской силой и сексуальностью, пачукизм в основном опирается на национальный, возрастной и классовый факторы, не делая различия по половому признаку.
Зут Сьют бунты привлекли внимание к многогранности стиля пачукос. «Черные Вдовы» с их агрессивным имиджем не вписывались в стереотип пачуко как ленивого жулика, «откосившего» от армии в пользу жизни, полной позерства, мелких махинаций и радикальной литературы.
Более поздние исследования представили доказательства, что девушки и молодые женщины были часто вовлечены в перевозку легких наркотиков. Субкультура пачукос прямо ассоциировалась с набирающим популярность употреблением марихуаны. Женщины прятали наркотики на своих телах, так как у них было меньше шансов подвергнуться тщательному обыску со стороны полицейских (главным образом мужчин).
«Шикарные девочки» и «Черные Вдовы» с их черными драповыми пиджаками, узкими юбками, сетчатыми чулками и подчеркнуто ярким макияжем высмеивались прессой.
«Черные Вдовы» существовали вне традиций военного общества, не принимали никакого участия в тыловой помощи фронту и являли собой открытый вызов общепринятым нормам женской красоты и сексуальности.
Власти Детройта предпочли не обращать внимание на Зут Сьют бунт в высшей школе Кули, считая это детским подражанием Лос-Анджелесским беспорядкам. В течение трех недель Детройт оказался в самом центре худшего расового столкновения в истории города. Соединенные Штаты по-прежнему участвовали в войне за границей, когда дикие события дома возвестили о го начале новой эры в расовой политике .
Танцевальный зал Савой (Savoy Ballroom) в Гарлеме (Нью-Йорк) был закрыт военными всего месяц назад. Официальной причиной было заражение там кого-то из солдат венерическим заболеванием, но обитатели Гарлема знали, что настоящей причиной было то, что «черные» и «белые» всегда общались в этом клубе и часто оттуда уходили смешанные пары.
Когда разгорелись Зут Сьют бунты, они вылились в Гарлеме и в целом в Нью-Йорке в полновесную расовую войну. Магазины грабились и поджигались, машины переворачивались, людей избивали и даже убивали.
Там, где раньше можно было увидеть много чернокожих, состоявшихся финансово и социально, за одну ночь (и по сей день) Гарлем стал «центром бедности» и очень опасным местом.
«Детройтский Рыжий» (Detroit Red), сутенер и бывший танцор линди-хопа из Савоя принимал участие в Зут Сьют бунтах в Гарлеме. Именно на основе этого опыта началось его политическое восхождение, превратившее его впоследствии во «всеамериканского черного расового лидера» по имени Малькольм Экс (Malcolm X).
В округе Лос-Анджелеса результатом бунтов стало введение закона, запрещающего ношение Зут Сьют в центре округа.
Песня «Hey, Pachuco» группы «Royal Crown Revue», а затем песня «Zoot Suit Riot» группы «Cerry Poppin’ Daddies» посвящены вышеописанным событиям лета 1943 года.



Взято с http://lexiconswing.ru/index.php?ind=reviews&op=entry_view&iden=19

четверг, 22 июля 2010 г.

Zoot Suit






CРАЗУ ПОСЛЕ ВОЙНЫ (40-ые - нач.50-ых)

 "ЗУТИЗ (ZOOTIES)"
Zoot Suit
Название этой «черной» субкультуры происходит от одежды. Zoot Suit - костюм с длинным пиджаком (как правило в черную или синюю полоску) и узкими брюками. Костюм этот в начале сороковых годов считался экстравагантным, cтоил довольно дорого, шили его только на заказ. Выйти в нем на улицу считалось особым шиком: обладатель сразу поднимался в глазах своих друзей на недосягаемую высоту. Для негритянской молодежи, лишенной гражданских прав, само обладание таким костюмом считалось «немым» вызовом белому сообществу. И впервые на уличных углах, у кофейных лавок появляются группы зутиз - исторически первая городская молодежная субкультура. Их мир подробнейшим образом описан в «Автобиографии Малькольма Икса», главном источнике по этой теме.

Волосы зутиз были выпрямлены с помощью химии. Таким образом, Малькольм Икс и многие другие молодые афро-американцы бросали вызов стандартам белой моды. Именно Zoot Suit стал отправной точкой в «черном» Dressing Up, стилевом направлении, которое позднее в западной антропологии назовут «воплощением сущности черной городской Америки».
Интересно, что одним из отличительных признаков первой «черной» субкультуры стал именно мужской костюм. Немецкий исследователь Дж.Флегель в свой книге «Психология Одежды» использует термин «Великое Мужское Самоотречение». В конце восемнадцатого века, cразу после Французской Революции, подавляющее большинство белого мужского населения на Западе стало носить строгий, деловой костюм как вызов всему фривольному и экспериментальному. Cо временем он стал воплощением конформизма, прагматизма, символом рабочей этики и отношения к окружающему миру. Консерватизм уличного стиля символизировал полный отказ мужского европейского населения от стремления выделяться среди себе подобных. С изменениями лишь внешнего порядка стиль этот благополучно просуществовал до сороковых годов нашего столетия. «Зутиз» же пошли наперекор белому «Самоотречению». Их cтиль стал признаком этничности (этнической принадлежности), и этнической мужественности - «субкультурный жест молодых людей, отказывающихся признавать свое соответствие нормам доминирующей культуры».

Субкультура «зутиз» получили свое распостранение не только в среде афро-американцев, но и среди мексиканцев, осевших в Южной Калифорнии в 30-40-ые годы. Быстро осознав, что в культуре «Великой Американской Мечты», в стране «равных возможностей» им отведено одно из последних мест, эти «Пачукос» стали демонстративно носить Zoot Suit - символ своей новой субкультурной гордости и бунта. Но, поскольку колонии «Пачукос» были достаточно малочисленны (в силу ряда причин, как экономических, так и политических, американские мексиканцы до сих пор остаются невидимым, нелегальным меньшинством), их вклад в формирование культуры «зутиз» был незначителен. Для «черных зутиз» не только одежда служила признаком «наоборотности», но и музыка - все популярные джазовые музыканты тех лет ходили в таких костюмах. А значение джаза - звукового воплощения «черной души» - как одного из «культурных» зеркал, средства ненавязчивой, спонтанной рекламы ценностей и установок первых «черных» субкультур, трудно переоценить. В 1941 году журнал New Yorker констатировал, что одежда «зутиз» стала самой модной среди белой молодежи Нью-Йорка. Гарлем впервые назвали законодателем уличной моды. Если учитывать, что журнал был ориентирован на представителей белого среднего класса, то нетрудно догадаться в чьи паруса задул, в скором времени, ветер.

Во время войны дело дошло до абсурда: в марте 1942 года был принят закон, сокращавший в мастерских расход шерсти на мужские костюмы до 26 процентов, поэтому ношение zoot-suit-а стало считаться непатриотичным, и даже незаконным. Культура «зутиз» обрела новое дыхание (в физике это называется сопротивлением материала). Запрет игнорировался, костюмы по-прежнему шили на заказ, только неофициально. Наплевательское отношение «черных» к войне, казалось, было выражено в этом костюме, поэтому ультраправые газеты обвиняли «зутиз» чуть ли не в измене Родины. В 1943 году в Южной Калифорнии и портовых городах произошел ряд столкновений, масовых драк между молодыми «зутиз» и белыми солдатами-матросами американской армии и флота. Как ответ на армейский беспредел, в июне 1943 года во многих крупных городах появляются первые негритянские и мексиканские организованные банды, взявшие прежде всего под охрану улицы в своих районах. Спустя сорок лет принадлежность к этим уличным бандам стала наиважнейшим элементом субкультуры «хип-хоп». В итоге то, что начиналось как массовое улучшение внешнего образа (Dressing Up), стало одним из отличительных признаков расовой принадлежности, клеймом сообщества и идеологическим заявлением. Стиль «зутиз» определил язык, униформу музыкантов. Это стало даже большим, чем простое желание «хорошо выглядеть». Как бы то ни было, средства массовой информации немедленно приступили к эксплуатации «образа». В конце 1943 года (как «голливудский символ» расового примирения) на экранах появился черный фильм «Stormy Weather», представлющий «зутиз» в лице певца Кэба Кэллоуэя.

Постепенно, с развитием cтиля би-боп, «зутиз» cходят на нет - черная молодежь бессознательно начала чувствовать обреченность старого образа, его бесполезность в плане реализации «альтернативности» по отношению к белой культуре. Впрочем, «зутиз» сыграли поистине революционную роль, заложив ту основу - знаковую символику воплощения мужской гордости, способов привлечь к себе внимание, что впоследствии развили многие субкультуры.


материалы взяты с http://www.leary.ru/

Привет тому, кто случайно набрёл на меня :)

Увлечение субкультурами началось у меня достаточно давно, в мои 15 лет, когда я заинтересовалась готикой и death rock'ом. С тех пор я перелопатила кучу информации практически о всех субкультурных течениях, начиная с 40х годов. И мне пришла в голову мысль систематизировать и запечатлеть все накопленные знания в этом блоге.

Я буду стараться выкладывать статьи и фото в хронологическом порядке, но это не всегда будет легко сделать, т. к. официальной истории у молодёжных "племён" не существует.

Начну я с конца 40х начала 50х годов, тогда то всё и началось. :)


Ну и так же буду выкладывать свои работы, заинтересовавшие меня статьи и прочую ерунду, которая попадётся мне на просторах интернета. :3